№ 2(2)а -46/2022
УИД 56RS0005-02-2022-000074-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 года с. Матвеевка
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Фроловой С.И.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Е.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Матвеевского района Тимошкина С.А. и представителя административного ответчика – главы МО Тимошкинский сельсовет Матвеевского района Куприянова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Матвеевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Тимошкинский сельсовет Матвеевского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к устранению нарушений комплексной безопасности объекта транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> незаконным и возложении обязанности принять меры к устранению нарушений комплексной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, указав, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения исполнения требований федерального законодательства в сфере транспортной безопасности в деятельности <данные изъяты>. Так, проверкой установлено, что в соответствии с информацией, представленной <данные изъяты>, на территории сельсовета через реку Камышла располагается мост, который находится в муниципальной собственности муниципального образования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. В силу Устава администрация муниципального образования <данные изъяты> как собственник объекта транспортной инфраструктуры, является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Однако, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через реку Камышла администрацией МО Тимошкинский сельсовет не разработан и не утвержден. Указанное бездействие администрации Тимошкинский сельсовет Матвеевского района является незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет угрозу причинения вреда в будущем, совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры, подвергается риску безопасность неопределенного круга лиц. Кроме того, указанные обстоятельства создают условия для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а именно, принципов приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес><адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» путём разработки и утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через <адрес>, расположенного на территории Тимошкинского сельсовета <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Тимошкинский сельсовет <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений требований Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» путём разработки и утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через <адрес>, расположенного на территории Тимошкинского сельсовета <адрес>.
Административный истец – помощник прокурора Матвеевского района Оренбургской областти ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – глава администрации <адрес><адрес>ФИО3 в судебном заседании признал требования административного истца.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административны м исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 4 ст. 218 КАС РФ предусматривает, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 7.1 ч.ч. 1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениям ст. 4 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> находится мост через реку Камышла, кадастровый №.
По информации администрации <адрес>, представленной прокурору Матвеевского района ДД.ММ.ГГГГ, в собственности муниципального образования и на его территории находится мост через реку Камышла, техническое состояние его удовлетворительное, категория не присваивалась.
В силу пп. «в» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон № 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, представляющего собой, согласно п. 1 ст. 1 данного Федерального закона, противоправное действие (бездействие), в том числе террористический’ акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу п. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с Уставом администрация муниципального образования Тимошкинский сельсовет <адрес> является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой или создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства (п. 2), оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3), категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 4); разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности (п. 5); разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (п. 6).
В силу требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политиики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу положений, закрепленных в Приложении «Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта» к Приказу Министерства транспорта РФ от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта», не подлежат категорированию мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м. включительно.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Частью 1.3 указанной статьи предусмотрено, что паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры в течение 1 месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.
В силу положений ч. 1.4 указанной статьи два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и его электронная копия в течение 7 дней направляются субъектом транспортной безопасности в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной безопасности в течение 10 дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.
Аналогичные положения касательно транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 10.12.2020 № 2070 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровень безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию».
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 16).
Частью 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» предусмотрено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Установлено, что паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (моста через реку Камышла) администрацией МО Тимошкинский сельсовет не разработан и не утвержден. Бездействие администрации Тимошкинский сельсовет <адрес> является незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет угрозу причинения вреда, совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры, подвергается риску безопасность неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации муниципального образования Тимошкинский сельсовет <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к устранению нарушений комплексной безопасности объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тимошкинский сельсовет <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» путем разработки и утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автомобильного моста через <адрес>, расположенного на территории Тимошкинского сельсовета <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Тимошкинский сельсовет <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений требований Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» путем разработки и утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автомобильного моста через <адрес>, расположенного на территории Тимошкинского сельсовета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.И. Фролова
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2022 года.